История, культура

герб удмуртиифлаг удмуртии

Удмурты (самоназвание — удмурт, устаревшее название, вплоть до ХХ в. — вотяки) — коренное население, титульный этнос Республики Удмуртия.  Живут также в Башкортостане, Татарстане, Марий Эл, Кировской, Пермской и Свердловской областях. Общая численность около 750 тыс. чел. Относятся к субуральскому варианту уральской переходной расы.

фото1

Подразделяются на две основные этнические группы: северных и южных удмуртов. У северных удмуртов выделяется этнографическая группа бесермян, в бассейне р. Чепца сложилась группа ватка, в центральной и западной Удмуртии и в междуречье рек Кильмез и Вага — группа кальмез.

Предками удмуртов считаются племена ананьинской (VIII-III вв. до н.э.), пьяноборской (конец — 1-я половина I тыс. до н.э.), пеламской (2-я половина I тыс. до н.э.) и чепецкой (IX-XIII вв.) культур. На формирование группы бесермян, видимо, повлияли волжско-камские булгары, под чьей властью финно-угорские племена находились в X-XIII вв.

Язык — удмуртский, относится к пермской подгруппе финно-угорской группы уральской семьи и имеет 4 наречия. Удмуртский язык характеризуется обилием русизмов и тюркизмов. Кроме русского, среди удмуртов распространен татарский язык.

 Письменность у удмуртов появилась во 2-й половине XVIII в. В 1904-1909 гг. в Казани выходил «Календарь» на удмуртском языке, было издано более 200 книг. В 20-е годы ХХ века письменность была модернизирована и приближена к фонетическому строю языка.

Верующие — православные христиане, сохраняется и язычество.

Контакты северных удмуртов с русскими начинаются в XI-XII вв. В 1489 г. северные удмурты входят в состав Московского государства; южные в это время находились под власть Казанского ханства. В 1552-1558 гг. южные удмурты также входят в состав Русского государства. Этническая консолидация удмуртского этноса завершилась лишь в 20-е годы ХХ в.

С 1740 г. начинает деятельность миссионеров по обращению удмуртов в православие. Однако и по сей день религиозное мировоззрение удмуртов остается синкретичным.
Сейчас удмурты — один из самых многочисленных титульных этносов РФ. Уровень урбанизированности средний. Высоки темпы ассимиляции удмуртского этноса, что проявляется в показателях межнациональной брачности и языковой ассимиляции.

 фото2

 Вдоль Камы, Вятки, Волги и Приуралья расселены потомки древнейших финно-угорских племен – удмурты. Сегодня в России проживаетоколо 637 тысяч удмуртов. Примерно 25000 человек – в 7 районахТатарстана. Крупнейшие общины в Кукморском, Бавлинском и Балтасинскомрайонах республики. Татарстан подарил удмуртам достойных представителейнациональной интеллигенции: писателей Г. Медведева, М. Петрова, Г.Сабитова, А. и Н. Белоноговых, В. Романова, Н. Никифорова, заслуженнуюартистку А. Прокопьеву и многих других. Отсюда вышел в науку В.Алатырев, создавший первый этимологический словарь удмуртского языка.Здесь работал М. Можгин — автор первой удмуртской поэмы-баллады«Беглой», здесь родился поэт и прозаик Е. Самсонов.

Исследователи неизменно отмечают этническую мобилизованностьтатарстанских удмуртов, их высокое национальное сознание. Удмуртскиеорганизации созданы в пяти районах РТ, в городах Набережные Челны иКазань.
Первая национально-культурная автономия удмуртов быласоздана в Балтасях. Ныне подобные сообщества активно работают в Казани,Набережных Челнах, Менделеевске. В арсенале их работы солидныекраеведческие и этнографические изыскания, создание фольклорныхансамблей («Родник», «Инважо» («Радуга») и др.) и проведениенациональных праздников. Удмуртское традиционное празднество,посвященное окончанию весенне-полевых работ «Гырон быдтон», впервыепрошедший в с. Ципья в 2000 году, получил статус республиканского, идля удмуртов он также важен и нужен, как Навруз для мусульман итатарский «Сабантуй». Теперь на это торжество съезжаются гостиотовсюду.

 фото3

 Являясь одним из самых древних народов республики, удмурты достаточноактивны и организованы. Открыто 15 удмуртских детских садиков и 45школ, ведут работу 9 культурных центров и 14 фольклорных коллективов. Ивзрослые, и дети, как правило, владеют тремя языками – русским,татарским, удмуртским.
В авиастроительном районеКазани открыт музей удмуртской культуры (директор И.В. Тараканова),существует фольклорный ансамбль «Инважо» под руководством Е.И.Хамитовой. Школа и музей стали своеобразным культурным центром дляказанских удмуртов.
5 марта 2004 года былаоснована Национально-культурная автономия удмуртов РеспубликиТатарстан, объединившая общины. В планах татарстанской автономиииздание республиканской газеты на удмуртском языке. Главное вниманиеавтономии сосредоточено на изучении устного народного творчества.

 Местная Национально-культурная автономия удмуртов Балтасинского района «Кенеш».
Превращение стихийного фольклорного движения удмуртов в национально-культурную автономию «Кенеш» Балтасинского района произошло в 1990 году. За 15 летсуществования автономия сделала традицией проведение ежегодныхфестивалей «Лейся, песнь удмуртская!», конкурсов «Золотое перо» итворческих встреч с писателями и артистами Удмуртии. Особо следуетотметить, что Дни удмуртской культуры были приурочены к юбилеямизвестных национальных поэтов, писателей и просветителей К. Герда, А.Оки, Г. Медведева и И. Яковлева. Как одна изнаиболее активных и организованных материальныйкалендарь».
НКА «Кенеш» не останавливается вразвитии. Сегодня приоритетным направлением работы сообщества являетсясоздание фольклорного историко-документального сборника «Удмуртшыкысысь ваньбургес» — «Сокровища удмуртского фольклора».

фото4

Глава 2. Жизнь и быт удмуртской семьи
2.1 Основные занятия
Традиционные занятия удмуртов — пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель — 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.
Развиты были ремёсла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.
2.2 Удмуртская община
Основная социальная ячейка — соседская община (бускель). Это — несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.
До начала XX века в жизни сельского населения большую роль играла земледельческая община соседского типа, во главе которой стоял совет — кенеш. Существовали большие (до 50 человек) и малые семьи, наряду с ними — гнезда родственных семей, которые имели общие поля, гумна, бани, широко использовали разные формы взаимопомощи. Долгое время у удмуртов сохранялись воршуды (воршуд — от удмуртского вордыны — родить, растить и шуд — счастье). Это одновременно родовое подразделение и дух предка-покровителя рода, божество домашнего очага. Каждая семья держала воршуд на полке (мудор — центр Земли) в виде игрушек — уточек, лебедей и других живых существ. И сегодня известно до 70 воршудов, многие из них совпадают с родами. Роды имели тамги — знаки собственности, которыми отмечались лесные делянки, домашние животные, вещи и т.п. Браки между удмуртами одного рода строго запрещались. Воршуды остались в названиях городов, сел, рек — Можга, Пурга, Бодья, Селта и т. д. Удмурты и сейчас знают названия своих родов. До недавнего времени в деревнях обращаться к взрослому человеку по имени рода считалось гораздо уважительнее, чем по имени и отчеству.

фото5

2.3 Жилище
Удмуртские деревни располагались по берегам рек. Традиционная беспорядочная планировка поселений с середины XIX в. стала меняться на уличную. Жилище представляет собой срубную избу с двускатной крышей, холодными сенями, глинобитной русской печью, лавками вдоль стен, нарами и полатями с деревянным изголовьем. Из надворных построек, расположенных вместе с домом на усадьбе П-образно, обязательны амбар (место хранения семейного имущества) и летнее жилище в прошлом культовое сооружение, обиталище семейно-родового покровителя..В настоящее время оно используется вместо летней кухни. В убранстве жилища много декоративных тканых изделий.
2.3.1 Удмуртская усадьба
Строения усадьбы располагались часто в П-образном порядке, образуя просторный открытый двор (гидкуазь, амбар). В северных районах Удмуртии и у удмуртов Кировской области встречается одно- и двурядная связь, иногда и с крытым двором. У южных удмуртов в прошлом встречались усадьбы, в которых хозяйственные постройки были разбросаны вокруг избы.
Уличная сторона двора замыкалась воротами и бревенчатым забором. Ворота играли важную практическую и художественно-эстетическую роль. Их конструктивную основу составляли массивные врытые в землю столбы, на которые навешивались тесовые полотнища, перекрывавшиеся двускатной крышей. Встречались у удмуртов и многостворчатые ворота, объединенные одной крышей, хотя практически использовались только две створки и одна калитка, остальные выполняли лишь декоративную функцию. Народные мастера выработали и другую форму ворот, которая не встречается больше нигде и может быть названа специфически удмуртской, — так называемые срубные ворота с выступающими по бокам бревенчатыми срубами-опорами, в середине которых делалась прямоугольная или овальная выемка с декоративной колонкой. Удмуртские ворота, однако, несмотря на свою монументальность, не были призваны изолировать жизнь двора от внешнего мира. Об этом свидетельствует отсутствие запоров на воротах и то, что примыкающее ограждение делалось из жердей или низкого заплота.
Надворные постройки удмуртов представлены избой — двухкамерной постройкой, состоящей из собственно избы (корка) и холодных сеней , одно- или двухэтажной клетью , амбаром для хранения зерна и пищевых продуктов, хлевом , баней , погребом , навесом для хранения дров и хозяйственного инвентаря. На каждом дворе было культовое сооружение, в котором совершали семейные моления.
2.3.2 Корка
Корка, так же как изба у русских, является основной жилой постройкой удмуртских крестьян и характеризуется наличием сруба, печи, потолка и пола. По предположению И. Н. Смирнова, ее прототипом была в какой-то мере куа (шалаш). Приводимый им этимологический разбор слова «корка» достаточно убедителен и развит многими советскими этнографами. В древности куа сооружалась из веток и коры. Позднее это летнее жилище, являвшееся также культовым объектом, стали строить из бревен («кор»). Соединение двух слов дало слово «коркуа», или сокращенно «корка», что должно означать «бревенчатый шалаш».
В конце XIX — начале XX вв. корка представляла собой избу срубного типа. Основанием дома служили сосновые «стулья», ставившиеся под углы и под центр бревен первого венца. В этот период отмечен еще и наиболее архаичный способ постановки дома — без фундамента: первый венец, обмазанный смолой, укладывался непосредственно на грунт. В начале XX в. у наиболее зажиточных крестьян появляются дома на сплошном каменном или кирпичном фундаменте. Во время строительства дома широко бытовал обычай устраивать помочи (веме).

фото6

2.3.3 Куала
Своеобразным строением была куа (куала), имевшаяся на каждом дворе и служившая местом отправления семейного культа и одновременно летней кухней; до XIV-XV вв. была местом постоянного жилья. Куа строилась квадратная в плане, с крышей на сомцах, один скат которой был длиннее другого и нависал над ним, защищая от дождя и не препятствуя выходу дыма. В куа вела низкая, открывавшаяся (как и у клети) внутрь дверь. В середине из камней складывался очаг, над которым на деревянном крюке висел котел. Вдоль стен стояли лавки, а в левом переднем углу и у двери — столы. В переднем углу сооружалась полка для семейной святыни — воршудной коробки и короба с посудой для жертвоприношений. Пола, потолка, окон в куа не было. У южных групп удмуртов встречались куа с пристроем для хранения продуктов.
2.3.4 Кенос
С наступлением теплых дней (с апреля по октябрь) семья переходила на жительство в кенос: количество их в хозяйстве составляло 2-3, а иногда и более. Кенос — одна из наиболее древних построек, притом претерпевшая наименьшие изменения в ходе исторического развития. По своим конструктивным, а особенно функциональным особенностям она схожа с аналогичными постройками скандинавских народов, что говорит о тесных связях предков удмуртов с ними еще в глубокой древности.
Происхождение кеносов еще не вполне изучено. Некоторые ученые относят их появление к периоду полуоседлой жизни удмуртов, когда охотники, покидая весной теплую землянку, строили летнее помещение, а рядом устраивали защищенный ветровыми щитами очаг, переросший затем в куа.
Можно также предполагать, что двухэтажные кеносы появились путем развития клетей на столбах, построек, характерных в прошлом для некоторых финно-угорских народов. Как и современные кеносы, они являлись не только кладовкой, но и летней спальней. На столбы сооружение поднималось для защиты от зверей и сырости. Постепенно свободное пространство внизу между столбами использовалось и застраивалось. Это и привело, по мнению некоторых исследователей, к образованию двухэтажного кеноса — нового, более сложного типа постройки. Удивительно разнообразие типов кеноса. Он может быть одинарным и двойным, одно- и двухэтажным, свайным и с промежуточными комнатами и т. д. Много также и вариантов его расположения в ансамбле крестьянской усадьбы. Кенос может стоять в одну линию с корка, соединяясь с ней в одно целое через сени (корказь). Довольно часто кеносы располагаются также перпендикулярно дому. Но до середины XIX века они чаще всего свободно, без каких-либо правил размещались по территории усадьбы.
Особенно интересны двухэтажные кеносы, стоящие параллельно корка и выходящие торцом на улицу. Их роль очень значительна как в формировании архитектурного облика крестьянской усадьбы, так и в создании архитектурного силуэта всей улицы. Ритмично повторяющиеся сплошные бревенчатые торцы кеносов придают застройке деревенской улицы монументальность и своеобразную суровость.
2.4 Одежда и украшения
Народный костюм удмуртов красочен и разнообразен. В нем можно выделить два подтипа: северный и южный.
Крестьянская одежда делилась на праздничную и будничную. Особый комплект составляла обрядовая одежда. Кроме того, одежда различалась по полу и возрасту владельца. Изготовлялась она из тканей домашнего производства: льняного белого и цветного холста, пестряди, шерстяной домотканины, сукна.
Особенности удмуртского народного костюма наиболее ярко отражал комплект женской одежды северных удмуртов. В нем преобладал белый цвет. Одежда богато украшалась вышивкой. Для вышивки и отделки использовали шелковые нитки, гарус, позумент, кумач, золотые и серебряные нити. Техника вышивки отличалась сложностью, использовались старинные и трудоемкие швы: счетная гладь, косая стежка, набор и другие приемы. Безупречный вкус мастериц проявлялся в сочетании цвета и эле¬ментов сложного орнамента. Кроме того, традиционные узоры, каждый из которых имел свое обозначение, несли магическую нагрузку, в частности выполняли роль оберега.
Более скромным в отношении вышивки и украшений был девичий костюм. Нижняя рубашка на груди украшалась треугольничком из красной ткани и вышивкой мелким узором. Он располагался ближе к левой стороне груди и охранял от порчи и сглаза. Другим отличием девичьей рубашки являлась вышивка, располагавшаяся на рукаве около плеча. Узор выполнялся шерстяными нитками красного и черного цветов. На белом холсте контрастные геометрические фигуры смотрелись строго и очень декоративно. На нижнюю рубаху и в девичьем, и в женском костюмах надевался верхний распашной халат с ложными рукавами. На девичьем распашном халате украшали лишь треугольные отвороты ворота, плечи и подол.
Женский костюм, особенно праздничный и свадебный, богато украшался узорами. Ткань для свадебной одежды готовили из качественно обработанного льна. Для придания особой, светящейся, белизны ее неоднократно выдерживали на сильном морозе. Широкая продольная вышивка на рукаве и по подолу выполнялась блестящими шелковыми нитками, подол украшался широкой полосой кумача. Свадебный распашной халат расцвечивался шелковыми полосами по стану. Поверх платья навешивали множество украшений. Это были ожерелья из желтых и голубых бус вперемежку с серебряными монетами или из крупных серебряных монет с подвешенным посередине медальоном со знаком рода — воршуда, к которому принадлежала невеста.
Особенной популярностью пользовались серебряные украшения. Многие ювелирные украшения изготовляли местные мастера и ювелиры-отходники, иногда на них ставились знаки собственности (тамги) владельца. Звон металла, который сопровождал каждый шаг невесты, должен был оберегать ее от воздействия злых духов, от несчастий. Эту же роль выполняли колокольчики и бубенцы свадебного поезда.
Одним из важных элементов свадебного и праздничного костюма был нагрудник, который надевался под верхний халат. Он представлял прямоугольный отрез холщовой ткани с плотной вышивкой из красного и черного шелка с коричневыми и синими вкраплениями. Узоры на нем изображали птиц, головки коней. В центре размещалась восьмилучевая звезда — толэзё пужы (лунный знак), символ женского начала. Свадебный костюм завершался нарядным передником, украшенным яркими лентами, полосками тесьмы и вышивкой бисером и мишурой.
Дополнением одежды были головные уборы.
Девушки носили унизанную серебряными монетами и украшенную бусами и раковинами каури шапочку (такъя). Женский головной убор айшон имел высокую твердую основу, на которую нашивались серебряные монеты. Сверху и сзади он накрывался платком (сюлык) с богатой вышивкой, тоже исполненной огромного магического значения. Эти головные уборы представляли собой большую ценность не только в художественном, но и материальном отношении.
Обязательной принадлежностью мужской одежды был ремень с железной пряжкой, к которому на особой скобе прикреплялись железный топор, нож в кожаных ножнах и кожаная сумка с кремнем, огнивом и трутом. Женщины на поясе носили не¬большую сумочку и игольницу.
Мужскую рубаху шили из белого холста, штаны — из холста более темных тонов. В холодное время надевали верхний кафтан из полушерстяной домотканины, длинный кафтан из толстого сукна и шубу из овчины. Летом мужчины носили шляпы, зимой — шапки.