В удмуртском отделении Многонациональной воскресной школы г.Казани состоялся тематический урок. Дети познакомились с понятием «Вожодыр» («Святки»), а также узнали почему в период с 7 по 19 января в деревнях по вечерам ряженные ходят в гости и колядуют (портмасько).
Также в рамках тематического урока учащиеся познакомились с 3 видами гаданий (тунаськон) и попробовали сами погадать в период, когда все ответы правдивые и честные.
«Нам с девочками очень понравилось гадать. Это было по своему волшебно, но весело и интересно. Каждый попробовал узнать своё будущее и найти ответы на вопросы» — поделилась впечатлениями от занятия ученица.
Обрядовый цикл удмуртов всегда был тесно связан с календарными сроками проведения полевых работ и представлениями о кругообороте солнца. В зимнем цикле календарной обрядности, его начало совпадало со временем зимнего солнцестояния – по-удмуртски «вожодыр» (время духов-вожо). Позднее, под влиянием христианства, обрядовые праздники приурочивались к церковным, и название вожодыр стало использоваться для именования святок – периода от Рождества Христова (25 декабря по старому стилю) до Крещения. С переходом на григорианский календарь в 1918 году празднование Рождества, как и начало святок у удмуртов, перенесли на 7 января.
Согласно поверьям удмуртов, вожо – это злые духи, которые ходят по земле, пугая людей и распространяя болезни и невзгоды. Их появление связывалось с периодом солнцестояния (летом – «инвожо дыр», зимой – «вожо дыр»), когда день и ночь будто вступают в борьбу между собой. Считалось, что «зимние» вожо приходят к людям по воде и таким же образом уходят. Отсюда и появились поверья, связанные с обращением с водой: во время святок нельзя «осквернять» воду (мыть полы, стирать), желательно не ходить в баню, особенно по вечерам.
Фото: НКА удмуртов РТ
Любовь Тукаева,
Информационный центр ДДнТ