Удмурты — это финно-угорский народ, проживающий в самом центре России между реками Камой и Вяткой. Только в одной Удмуртской республике живет более 410 000 удмуртов, а всего в России — более полумиллиона представителей этого народа. Удмуртский орнамент стал одним из первых видов народного искусства. Он служил для отражения понимания устройства мира, выражения творческих потребностей, украшения окружающих предметов.
Изучение традиционного удмуртского орнамента и его отдельных элементов как своеобразной летописи обрядовой жизни народа помогает лучше понять обычаи, нравы и быт удмуртов.
Исследователи связывают происхождение орнамента в удмуртской культуре от знаков различия и собственности. Самые древние знаки различия наносили на тело: они отличали представителей одного рода от другого. Такие знаки обладали защитной функцией, объединяя ныне живущих людей с предками. Знаки собственности наносили на предметы, которые принадлежали роду. Из видоизмененных знаков рода и собственности создавались мотивы традиционного орнамента.
Толэзё — орнаментальный символ Удмуртии
Пожалуй, самым известным и узнаваемым символом Удмуртии является знак «толэзё», это означает «лунный». Этот знак украшает государственные символы Удмуртской Республики — его можно увидеть на флаге и гербе.
Восьмиконечная звезда «толезё» относится к числу древних знаков-оберегов. Такой символ встречается у многих народов Европы и Азии, но именно в удмуртской культуре он играет особую роль.
«Толэзё» переводится с удмуртского как «лунный» или «месяц». Четыре фазы луны соответствуют четырём стадиям человеческой жизни — рождению, взрослению, старению и смерти. Это представление находит своё отражение в орнаментальном знаке: концы звезды сгруппированы попарно, образуя четыре луча.
Значение «толэзё» в контектсте свадебного обряда
Поскольку узор «толэзё» являлся особым символом в орнаментальном искусстве удмуртов, не каждая бытовая вещь украшалась этим знаком. Особенно богато украшалась свадебная одежда. Считалось, что во время свадебного ритуала девушка могла подвергнуться опасному воздействию злых духов, а орнамент на одежде защищал её от этих сил.
Так как в удмуртской мифологии луна уподобляется женщине и матери, толэзё являлся основным узором свадебного нагрудника «кабачи».
Кабачи был обязательной частью свадебного костюма невесты. Молодая девушка надевала нагрудник при смене девичьего костюма на женский, после переезда в дом жениха.
Красный толэзё на кабачи в контексте свадебного обряда является символом плодородия. Выходя замуж, девушка вступала в новый период своей жизни и готовилась стать матерью.
С идеей защиты и продолжения рода связано охранительное значение орнамента. Например, после свадьбы девушка надевала чалму — длинное головное полотенце с украшенными концами. Узорные концы чалмы должны были спускаться по спине и закрывать поясницу — уязвимую часть женского тела, здоровье которой важно для будущей матери. Женщины носили чалму практически всю жизнь и говорили, что без головного полотенца спина «остается без защиты», спина «стесняется».
Девушки начинали готовить приданное к свадьбе с юных лет. По изготовленным свадебным вещам и подаркам родственники жениха судили о мастерстве невесты в ткачестве и вышивке. Чтобы не сглазить мастерство девушки, на изделие пришивали «чук» — кисточку из разноцветных нитей или лоскутков ткани. Чем больше таких чуков нашито на вещи, тем лучше мастерица её исполнила.
Орнамент «толэзё» можно также увидеть на праздничной рубахе, которую девушка готовила для своего будущего мужа в качестве свадебного подарка, на женских праздничных головных полотенцах, и на заплечных сумках (ныпъетах) для переноски детей.
ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ УДМУРТСКОГО ОРНАМЕНТА
1. Калмез пужы — узор калмезов
Калмез пужы — это изображение креста. Предположительно, изначально крест был родовым знаком калмезов, территориальной группы удмуртов, занимавших территорию вдоль реки Кильмезь и её притоков. Расселившись на юг и восток, калмезы стали базой для формирования субэтнической группы южных удмуртов, однако знак креста получил распространение и у удмуртов, живших севернее.
2. Вало-вало — двухголовый конь, солярный знак
Мотив двухголового коня связан с солнечным культом: в удмуртском фольклоре встречается упоминание крылатых огненных коней, выходящих из воды. Повернутые в разные стороны головы символизировали восход и закат солнца.
Наряду с толезё и некоторыми другими знакам, вало-вало означал верхний мир, подвластный Инмару — главному божеству удмуртского пантеона.
3. Пужым — сосна/ель
Удмурты обитали в лесной местности, поэтому деревья имели важное значение в их системе ритуалов и представлений о мире. Культы ели, сосны и берёзы получили наибольшее развитие: каждое из этих деревьев соотносилось с богами верхнего, среднего и нижнего миров.
4. Писпу пужы — древо жизни / мировое древо
Образ мирового древа, пронизывающего все три мира — верхний, средний и нижний — встречается в культурах многих народов мира. В удмуртской вышивке этот символ чаще всего можно видеть в углах головных платков «сюлык», которые девушки надевали сразу после свадьбы.
5. Чӧж бурд – крылья утки
Ещё один персонаж финно-угорской мифологии – утка, ныряющая в первозданный океан и приносящая в клюве кусок земли, из которого впоследствии возникает суша. Символ «чӧж бурд» и его производные является распространенным мотивом удмуртской вышивки.
ТЕХНИКА ОРНАМЕНТА
Стремление удмуртов к красоте выражалось в украшении тканых изделий узорами, выполненными в разных техниках. Старинные вышивки удмуртов на нагрудниках, головных повязках и рукавах представляли сплошную ковровую зашивку холста, с непросвечивающим фоном и рельефным узором, сделанным по счету ниток. Вышивка выполнялась часто без канвы и без пялец.
В удмуртской вышивке представлены все виды счетной вышивки — это набор, крест и гладь. В XX веке широко стали использоваться свободные швы. Удмуртские мастерицы знали и умели использовать 20 различных швов вышивки.
На поздних удмуртских нагрудниках (муресазь) — вышивка заменилась на более простую аппликацию из фабричных тканей, но вкрапления из вышитых яркой цветной шерстью сохранились.
Удмурты делятся на две большие группы — северные и южные. В одежде различия между группами прослеживаются в цветовой гамме. На севере преобладают более спокойные тона, часты сочетания белого, красного, синего и красного, синего и коричневого, зелёного. Всё многоцветье орнаментальных мотивов проявляется в одежде и тканых изделиях южных удмуртов — здесь можно встретить яркие розовые, зелёные, жёлтые, оранжевые узоры и розетки.
Фрагмент женского головного полотенца (чалмы). Начало XX века. Южные удмурты.
В одежде северных удмуртов особенно много вышивки. Для украшения одежды северные удмурты использовали косой и прямой стежки с очерченным контуром. Основная цветовая гамма вышивки — терракотово-красный, контур узора всегда очерчивался черной нитью, на полотне есть небольшие вкрапления из синих, желтых, зеленых нитей.
Заготовки нарукавной вышивки для женских рубах. Северные удмурты. Конец XIX века.
Также у северных удмуртов можно встретить и другие виды швов: стебельчатый, петельный, набор, счетная гладь, крест, косичка, строчка-перевить и роспись.
Оригинальной и уникальной является техника «шитье по выдергу», которая характерна для особой группы удмуртов — калмезов. Вышивку располагали по подолу платья, на головных полотенцах, рукавах.
У южных удмуртов с конца XIX века получает распространение вышивка крестом. Она представлена на нагрудниках, на полотенцах, фартуках, коврах. В некоторых районах вышивка крестом вытеснила другие швы и стала наиболее распространенной техникой. Узоры, выполненные крестом, часто копировали у русского населения из альбомов или с узоров, размещенных на покупных тканях.
Праздничное головное женское полотенце (чалма). Конец XIX века. Деревня Кибья, Елабужский уезд, Вятская губерния.
Постепенно вышивка практически исчезает из костюма южных удмуртов и повсеместно заменяется узорным ткачеством. Для ткачества орнаментов применяли различные техники — браную, закладную, переборную, выборную.
Тканые узоры выполняются разноцветной шерстью, которую либо получали от домашних овец, либо покупали. Наряду с шерстью, начиная с 1930-х годов пользовались покупными хлопчатобумажными нитками, называемыми местным населением «досталь» или бумажными.
Благодарим за помощь в подготовке статьи Марию Токареву, научного сотрудника «Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда».
Список литературы:
1. Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов. Материалы к этногенезу. Москва, 1951.
2. Вышитая одежда удмуртов XIX–XX вв. Сост. Е. Н. Котова. Ленинград, 1987.
3. Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск–Ленинград, 1973.
4. Лебедева С. Х. Удмуртская народная вышивка. Ижевск, 2009.
5. Молчанова Л. А. Удмуртский народный костюм (история и символика). Ижевск, 2006.
6. Семенов В. А. Удмуртский народный орнамент. Ижевск, 1964.
7. Токарева М. Рукопись статьи «Узор толэзё — орнаментальный символ Удмуртии» и описания предметов с удмуртскими орнаментами (материалы, переданные Национальным музеем Удмуртской Республики имени Кузебая Герда).
8. Удмурт пужыос/Удмуртские узоры. Сост. Е. Д, Клевцур. Ижевск, 1994.
Составители статьи: Елизавета Березина, Валентина Богданова.