(11 февраля) Наверное, нет во всей нашей огромной, многонациональной стране народа, который не любил бы горячие, пышные, ароматные блины. Мордовские именуются пачат. Табани – так называют свои блины удмурты.
Блины считаются по праву изобретением русской, даже древнеславянской кухни. Реалист и прагматик Антон Павлович Чехов был убежден: в «многоговорящих стариках-блинах скрыто… что-то высшее, символическое… даже пророческое… «
Наших предков блин сопровождал в самых разных обрядах. Он неизменно присутствовал на похоронах, свадьбах и при рождении ребенка. На поминках старший из мужчин в семье разламывал первый блин и клал его на окошко – для усопшей души, которая питалась теплым паром, исходящим от угощения. В родительские дни блины относили в церковь и раздавали нищим, чтобы те помолились за усопших. На свадебный стол обязательно ставились блины, ведь в этот день невеста умирала как девушка и рождалась, как женщина. На утро новоиспеченная теща вновь присылала блины к завтраку и внутренне обмирала, а что если молодой супруг выест в центре дырку и с презрением отдаст кушанье обратно… Это означало, что он жестоко ошибся в добродетели своей молодой супруги.
По легенде предшественником блюда является овсяный кисель, который некая хозяйка решила подогреть на огне, но зазевалась, гуща поджарилась, зарумянилась и получился первый в истории человечества блин. Кулинарный историк Вильям Похлебкин утверждал, угощение это появилось на славянских землях еще до IX века. А само слово «блин» производное от «млин», означающее «молоть». Он же писал, что традиционные русские блины всегда делались опарным способом из дрожжевого теста, обязательно подходившего два или три раза. Хорошо угощение и тем, что очень сытно, да при том – экономно. Ведь делается оно из жидкого теста с минимальным количеством муки.
Солнце ножом не трогать!
Естественно, самое массовое блинопечение всегда приходилось на масленицу, тут уж блюдо готовили в каждом доме, с понедельника по воскресенье, опять же, первый блин посвящая покойным родственникам. Опару хозяйки ставили с вечера, втайне от домашних, при свете месяца, приговаривая: «Месяц, ты, месяц, золотые твои рожки, взгляни в окошко, подуй в кадушку». На первой опаре нередко гадали, считалось, если она быстро и высоко поднимется, урожай будет хорошим и семью ждет благоденствие. Рецепт хранили в тайне, замешивать выходили на берег реки или к колодцу, творя специальные заклинания, обращенные к силам природы. Ели блины только руками. Проткнутое вилкой или разрезанное ножом кушанье, предвещало большие неприятности, так как прочно ассоциировалось с солнцем, которому наносить урон нельзя даже символически. Человека, коснувшегося блюда столовым прибором в древней Руси могли и палками забить. Так что скручивайте, рвите на части, складывайте лакомство в двое-трое, но непременно руками.
Кстати, истоки пословицы «первый блин комом», уходят во времена друидов. И означала она тогда вовсе не неудавшееся, испорченное дело, как мы привыкли считать сегодня. Вплоть до XVI века на Руси отмечался языческий День весеннего равноденствия, приходившийся примерно на 20 или 21 марта по современному календарю. Назывался он Комоедица, от славянского медвежьего бога, носившего имя Ком. Утром, еще до завтрака, наши предки торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками устремлялись в лес, захватив для великого Медового зверя «блинные жертвы», и разложив их на пеньках, почтительно удалялись. Отсюда и возникло правило — «первый блин комам», т.е. медведям.
Любиться напоказ
Масленица – праздник не только живота, но и духа. Она широко распахивает двери весне, теплу, новому трудовому году. «Кто на Масленицу не будет пировать – будет год голодать», «хоть все с себя заложить, а Масленицу проводить», гласят старинные поговорки. Гуляния на Масленицу – своего рода обряд, гарантирующий богатство до следующей зимы. А еще зовут праздник – «сахарные уста» и «целовальницей». Поскольку в эти дни чествуют «новожёнов», соединившихся осенью после уборки урожая. Их заставляют целоваться прилюдно, подбадривая нескромными шутками и возгласами: «Нут-ко, покажите, как вы любитесь!»
Форма блина – круг, давно стала символом жизни, чувства родства с другими людьми. Не зря в последний день обжорной недели — Прощёное воскресенье принято у любого встречного просить прощения. В этот миг все: друзья, родственники, незнакомцы и ушедшие от нас люди, объединяются в общий круг человеческих душ. И чучелу Масленицы, сжигаемому в конце церемонии, вкладывают в руки блин, чтобы она унесла его в потусторонний мир.
Жукомильым, хэмуль раджон и тэбикмэк
Наверное, нет во всей нашей огромной, многонациональной стране народа, который не любил бы горячие, пышные, ароматные блины, со сметаной вареньем или растопленным маслом. Мордовские именуются пачат. Кроме пшеничной муки в них добавляют гречневую, гороховую и пшенную, замешивают на дрожжах с большим количеством яиц, потому получаются они гораздо толще и пышнее русских.
«Когда пекут в деревне табани, по всей округе запахи стряпни». Табани – так называют свои блины удмурты. Готовят их в печи и с утра непременно предлагают гостю, оставшемуся на ночь. Подают с зыретом — молочным несладким киселем. А еще очень популярны здесь жукомильым – блины, начиненные пшенной кашей, сваренной на гусином бульоне. Приглашая на это блюдо, хозяйка говорит односельчанам: «Приходите мешки таскать», добродушно подшучивая над ними, намекая, что сидеть за столом и угощаться, проще и приятнее, чем заниматься тяжелым трудом.
Хэмуль раджон – корейские блинчики на основе пшеничной и рисовой муки с добавлением яйца и ледяной воды. Неотъемлемый компонент блюда — зеленый лук-батун (он же татарка, или дудчатый лук). В дополнительные ингредиенты, как правило, входят овощная соломка из кабачка цуккини, моркови, паприки или перца чили в сочетании с тонкой нарезкой птичьего мяса, свинины, говядины или ветчины. Достаточно часто используются и морепродукты – колечки кальмаров или креветки. В общем, приготовление данного блюда предоставляет повару возможность проявить свою ни чем не ограниченную фантазию. Пекутся такие блины также как русские с припеком: сначала на сковороду наливают тесто, немного меньше чем обычно, чтобы в итоге лакомство не получилось слишком толстым. Когда низ слегка подрумянится, сверху выкладывают начинку, аккуратно переворачивают блин вместе с ней и припекают, чуть прижимая лопаточкой.
Тогооной бэлины — блинчики по-бурятски, замешиваются на молоке с добавлением гашенной соды. Пекутся на раскаленных чугунных котлах, специально для этого приспособленных и смазанных жиром. Подают их с пылу-жару, приправляя топленым маслом или прокипяченной сметаной.
Для татарских блинов тэбикмэк тесто ставят на дрожжах и манке, потому они намного толще обычных классических, но это их ни в коем случае не портит. А еще любят татары кыстыбый — блины с картошкой или пшенной кашей. Особенность их в кислом молоке, входящем в состав опары. Есть блюдо принято с каймаком — очень жирными сливками, которые режутся ножом, как сливочное масло.
Карельская пословица гласит: «Блины просят шестерки», то есть шести компонентов: муки, простокваши, масла, молока, воды и начинки. Южные карелы делают угощение из хорошо просеянной овсяной муки, северные — из ячменной. Соль в тесто не добавляют, разводят его достаточно жидко, чтобы блинчики получались тоненькими, кружевными. Готовые помещают на тарелку стопкой, либо складывают уголками, согнув вчетверо. Едят с ячневой кашей на молоке, макая в растопленное сливочное масло или сметану.
Сильно отличаются от традиционных русских марийские блины, выпекаемые совсем по другой технологии. Тесто для них ставят на дрожжах, а жарят только с одной стороны русской печке, потому получаются они пышными, трехслойными. Марийцы делят блины на большие и маленькие. Большие подаются с рисовой кашей или картофельным пюре, маленькие — едят со сметаной или медом.
Хороши и тарыкостматы – башкирские блины из жидкой пшенной каши, и осетинские лауж – из кукурузной муки, последние подают с кислым молоком и соусом цахдан (сметана с чесноком и жгучим перцем).
Пост блинам не помеха!
У нас впереди длинная, сытая масленичная неделя. А потому можно попробовать все многонациональные рецепты и с чувством выполненного долга приступить к Великому посту.
Впрочем, никто не запрещает в трудный период воздержания несколько раз побаловаться постными блинами. Вот один из самых простых рецептов, который не вызовет затруднения даже у начинающей стряпухи:
Нам понадобятся:
2 стакана воды (если взять минеральную, с газом, блины получатся пышными и ноздреватыми)
1,5 стакана муки
столовая ложка сахара
чуть-чуть соли и примерно 50г растительного масла.
Соль и сахар растворяем в воде, выливаем в миску. Муку просеиваем, потихоньку всыпаем в жидкость, тщательно вымешиваем тесто до однородности, вливаем масло и еще раз размешиваем.
Сковороду хорошо прогреваем, смазываем растительным маслом и печем блины. Если они получаются суховатыми или плохо снимаются, подбавьте немного масла. А есть их можно с вареньем, тушеной капустой, грибами, кашей, да мало ли еще с чем!
Елена Кошкина